Сначала Азия, а следом Европа и Америка захлопнули воздушные ворота в надежде остановить эпидемию. Большинство авиалиний вынужденно сократили полеты до минимума. Самолеты стоят на земле, билеты не продаются. Но зарплату и долги все равно приходится выплачивать.
Такими темпами авиация долго не протянет — первых банкротств можно ждать уже к лету, предупреждают эксперты и руководители авиакомпаний. В понедельник три альянса, на которые приходится половина мирового флота, в совместном заявлении попросили поддержки у властей и аэропортов.
«Это исключительное время требует экстраординарных мер, — не скупились на эпитеты руководители oneworld, SkyTeam и Star Alliance. — Беспрецедентная ситуация, вызванная вспышкой коронавируса, представляет смертельную угрозу для авиационной отрасли».
Одни считают, что текущие ограничения на перелеты в мире (полный обновлямый список) нанесут серьезный урон только в том случае, если продлятся больше двух-трех месяцев. Другие настроены панически.
«К концу мая большинство авиакомпаний в мире будут банкротами. Власти и отрасль должны действовать согласованно и без промедления, если мы хотим избежать катастрофы», — написал отраслевой портал Centre for Aviation (CAPA).
Чем помочь?
Власти США, Франции, Германии, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Бразилии и России, среди прочих, уже пообещали помочь авиаторам, но пока не определились, каким именно образом. Сами авиакомпании просили у правительств налоговых каникул и послаблений: снижения сборов с пассажиров или за пролеты. А у аэропортов — скидок на парковку вынужденно простаивающих самолетов.
Пока что они добились только приостановки правил распределения слотов в аэропортах, которые обязывают использовать их на 80% — или лишиться. Чтобы сохранить их, авиакомпании гоняли полупустые самолеты, и к их протестам постепенно присоединились борцы с глобальным потеплением. Власти пошли навстречу. Американская FAA освободила от этого правила слоты в семи аэропортах до 31 мая. ЕС приостановил его до июня для полетов в Азию, но пообещал сделать то же и для других маршрутов. Сейчас власти ЕС оформляют это решение.
Другую просьбу европейских перевозчиков они пока не услышали: отсрочить ввод новых топливных сборов и других налогов, призванных стимулировать переход Европы в зеленое будущее.
«Европейским авиакомпаниям предстоят очень непростые времена, и очевидно, что для выживания отрасли потребуется согласованная поддержка со стороны властей», — сказал Йохан Лундгрен, глава EasyJet, одного из пяти крупнейших перевозчиков Старого Света.
Его коллеги наперебой делятся опасениями. Вот что они говорили в последние дни.
Источник: auto.mail.ru